ВЕТВЯЩАЯСЯ БИОСФЕРА (albercul) wrote,
ВЕТВЯЩАЯСЯ БИОСФЕРА
albercul

20. Образование: всем поровну или каждому по способности?

Взгляд на проблему с естественнонаучных позиций

Начало: (19)

п-школьный звонок


2. Покорение природы

Было такое время, когда создавались «великие планы преобразования природы», связанные с изменением направления течения крупных рек, сооружением гигантских искусственных водохранилищ, осушением болотистых ландшафтов, массированной распашкой целинных и залежных земель и т.д. Им сопутствовали энергичные лозунги типа: «Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача!», «Мы победили паразитизм социальный – победим и биологический!»; и уже в наше время:  «Лучше мы будем в состоянии управлять генами, чем продолжать мириться с тем, что они управляют нами».  Понятно, что и в деле обучения и воспитания детей Советская Россия пошла в свое время по другому («своему», «особому», «единственно верному»)  пути, стремясь показать всему миру «безграничные воз­можности коммунизма», особенно по части переделки природы вообще и человеческой -  в особенности.

Приведу некоторые высказывания широко известных и весьма влиятельных в свое время лиц, которые, как мне представляется, в полной мере и наилучшим образом отражают суть дела.



п-троцкий2   п-выготскийп-лысенко

Л.Д. Троцкий: «Человек хочет - и будет командо­вать природой во всем ее объеме, с те­теревами и осетрами, через машину. Он укажет, где быть горам, а где рас­ступиться. Изменит направление рек и создаст правила для океанов... Оста­нутся, вероятно, и глушь, и лес, и те­терева, и тигры, но там, где им укажет быть человек». И далее: «Выпустить новое, «улучшенное издание» человека - это и есть дальнейшая задача коммунизма. Чело­век взглянет на себя как на сырой материал или в лучшем слу­чае как на полуфабрикат и скажет: «Добрался, наконец, до тебя, многоуважаемый гомо сапиенс, теперь возьму я тебя, любезный, в работу».

Л.С. Выготский (известный советский психолог): «Новое общество создаст нового чело­века. Когда говорят о переплавке человека как о несомненной черте нового человечества и об искусственном создании ново­го биологического типа, то это будет единственный и первый вид в биологии, который создаст сам себя».

Т.Д. Лысенко: «В Советском Союзе люди не рожда­ются. Рождаются организмы. А люди у нас делаются - трактористы, мотористы, академики, учёные и так далее. И это безо всякой идеалистической чертовщины - генетики с ее реакционной теорией наследственности».

Бессмыслица, нелепость, полный абсурд, - скажете вы? Но именно такие фальшивые (противоестественные а, следовательно, и лженаучные) установки определили на долгие годы методологическую основу всей педагогической науки огромной страны. Великое и непреходящее историческое наследие мировой педагогики стало расцениваться как склад отживших идей и устаревших технологий. Классики природосообразной педагогики (в их числе национальная гордость России – К.Д.Ушинский) получили ярлык «буржуазной ограниченности». При этом вслед за разгромом педологии была отвергнута принципиальная  (определяющая) роль врожденных способностей в школьном образовании детей (что превосходно отвечало требованиям широко развернутой в дальнейшем кампании на беспощадное подавление в стране научных исследований в области генетики).

Но что же получила взамен советская педагогика (она же до сих пор «самая передовая», «прогрессивная», «единственно правильная»)? Известный российский педагог-макаренковед В.В. Кумарин провел в этом направлении весьма глубокое, с приведением множества фактов аналитико-синтетическое исследование и пришел к ряду нетривиальных выводов. (Кумарин В.В. Педагогика природосообразности и реформа школы. М.: Народное образование, 2004, 623 с.).

Новая педагогика провозгласила абсолютизацию и фетишизацию социального фактора, наделив его, по сути дела, надприродной силой. Те или иные способности человека, оказывается, вовсе не идут от его природы. Они формируются и развиваются при его жизни, их можно даже приобрести, а также новообразовать в процессе обучения и воспитания. Более того, новая социальная среда способна в этом отношении даже в корне переде­лать человеческую природу (разумеется, путем «переплавки» и «перековки»). Ибо не природа творит социум, а социум творит природу. (А это значит, что способным человеком (к примеру, большим поэтом, художником, изобретателем), не обязательно родиться. Таковым, оказывается, можно стать под влиянием надлежащего обучения, а также «благоприятных обстоятельств» социального порядка (хотя в истории человечества не было случая, чтобы где-нибудь, когда-нибудь и кем-нибудь это удалось сделать). Оно и понятно: «бороться с на­турой - напрасное дело»).
Поскольку люди якобы изначально равны во всех отношениях (разумеется, и в биологическом), последовало тотальное уравнение всех учащихся в образовательном отношении (как выс­шее проявление «социальной, пролетарской справедливости»). Всем школам (в том числе и ПТУ) были принудительно навязаны единый учебный план и единые учебные программы. Всем будущим специалистам  (и лирику, и фи­зику, и скотнику, и плотнику) – одно и то же образовательное меню. В системе российской образования  возобладало противоестественное стремление к единообразию, к унификации.


п-наша система

И, чтобы заручиться научным обоснованием новой образовательной политики, где, как видим (сопоставляя с методологическими установками классиков природосообразной педагогики), все перевернуто с ног на голову), в стране была создана Академия педагогических наук (АПН) с обширной сетью научно-исследовательских институтов, которая сделалась монополистом на всякую педагогическую мысль.
Tags: покорение природы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments